МАТЮШКИН

МАТЮШКИН
Алексей Михайлович (1927—2004) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С.Л. Рубинштейна. Д-р психологических наук (1974), профессор (1982). Чл.-кор. АПН СССР (1985), д. чл. АПН СССР (1990-1993), д. чл. РАО (с 1993). Председатель Общества психологов СССР (1983-1987). Гл. ред. журнала Вопросы психологии (1981 — 1992). Награжден медалью К.Д. Ушин-ского (1997). Участник ВОВ (1944-1945). Награжден медалью За победу над Германией . Завершив службу в армии, поступил на отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоно-сова(1948-1953). В 1955-1957 учился в аспирантуре отделения психологии фак-та философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957— 1961), затем — научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961—1963). В 1960 защитил канд. дис. по педагогике, в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. С 1963 по 1974 г. работает вНИИОиППАПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемное ™ в обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития человека. В результате была создана концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу докт. дис: Проблемные ситуации в мышлении и обучении (1974). В 1974-1980 г. М. работает в НИИ проблем высшей школы Мин. прос. СССР, где возглавил сектор психологии. Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе (Актуальные проблемы психологии в высшей школе, 1977; Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения, М., 1978). В 1980 г. возглавляет лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с 1983 по 1990 г. — директор института), где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия потенциальных возможностей человека (Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности, М., 1984). В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы М. было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987—1989 гг. была разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов — Творческая одаренность , утвержденная коллегией Гособразования СССР (1989). Оставив директорский пост (1990), М. возглавил созданный им Центр по творческой одаренности детей при НИИ ОиПП. В 1992 г. г Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей (Развитие творческой активности школьников , М., 1991; Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики, М., 1993. М. автор большого количества научных работ, последняя из которых — Мышление. Обучение. Творчество, М., 2001. Л.А. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "МАТЮШКИН" в других словарях:

  • Матюшкин — фамилия. Известные носители: Матюшкин, Георгий Олегович (р. 1966) российский государственный деятель Матюшкин, Михаил Афанасьевич (1676 1737) генерал аншеф, кавалер ордена Святого Александра Невского (1725) Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799 1872)… …   Википедия

  • Матюшкин — см. Матанин (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • МАТЮШКИН — Фёдор Фёдорович (1799 1872), мореплаватель, адмирал (1867). Лицейский друг А.С. Пушкина. Участник кругосветных экспедиций В. М. Головкина 1817 1819 и Ф.П. Врангеля 1825 27. Председатель Морского учёного комитета (с 1858). Источник: Энциклопедия… …   Русская история

  • Матюшкин — Матюшкин, Фёдор Фёдорович …   Морской биографический словарь

  • Матюшкин, Михаил Афанасьевич — Матюшкин Михаил Афанасьевич (1676 17 апреля 1737 года) российский государственный и военный деятель, сподвижник Петра I, генерал аншеф (1727). Биография Его мать, Федосья Лукьяновна, урожденная Стрешнева, состояла в родстве с царем Алексеем… …   Википедия

  • Матюшкин Афанасий Иванович — Матюшкин, Афанасий Иванович государственный деятель. Приходился по матери (из рода Стрешневых ) двоюродным братом царю Алексею Михайловичу и, вероятно, потому взят был в детстве во дворец в житье с чином стольника при царевиче. В 1650 г. назначен …   Биографический словарь

  • Матюшкин Михаил Афанасьевич — Матюшкин, Михаил Афанасьевич генерал аншеф (1676 1737), сын предыдущего. Подобно отцу, с детства взят во дворец в комнатные стольники при царевиче Петре и впоследствии был одним из первых потешных . В 1697 г. командирован в Италию для изучения… …   Биографический словарь

  • МАТЮШКИН Федор Федорович — (1799 1872) российский мореплаватель, адмирал (1867). Лицейский друг А. С. Пушкина. Участник кругосветных экспедиций В. М. Головнина 1817 19 и Ф. П. Врангеля 1825 27. Председатель морского ученого комитета (с 1858) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Матюшкин Федор Федорович — Матюшкин, Федор Федорович адмирал (1799 1872). Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным , который вспоминает о нем в стихотворении: 19 октября . После окончания курса отправился в кругосветное плавание, под начальством В.М. Головина; с… …   Биографический словарь

  • Матюшкин Алексей Михайлович — (род. 1917) отечественный психолог. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957 г. закончил аспирантуру, в 1960 г. защити …   Психологический словарь

  • Матюшкин Федор Федорович — [10(21).7.1799, Штутгарт, ‒ 16(28).9.1872, Петербург], русский моряк, адмирал (1867). Один из ближайших товарищей А. С. Пушкина. Окончил Царскосельский лицей (1817). В 1817‒19, поступив добровольно на флот, участвовал в кругосветном плавании В. М …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»